Умения
1. Получать информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах беременностей и родов.
2. Выявлять факторы риска развития патологии у новорожденного и недоношенного ребенка, которые могут возникнуть в процессе родов и сразу после рождения ребенка.
3. Проводить оценку признаков живорождения.
4. Проводить стандартный осмотр и оценку состояния здорового новорожденного и с патологией.
5. Владеть навыками проведения клинического осмотра и оценки состояния новорожденного ребенка в родильном блоке, в том числе применяя: оценку состояния по шкале Апгар; оценку дыхательных расстройств по шкалам Сильверман и Даунса; оценку физического развития; оценку степени зрелости (шкала Балларда), определять гестационный возраст.
6. Владеть навыками оказания первичной реанимационной помощи, стабилизации, респираторной поддержки новорожденным детям в родильном блоке.
7. Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей.
8. Владеть навыками проводить поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей: применять теплосберегающие технологии в зависимости от гестационного возраста и массы тела новорожденного ребенка; обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей; проводить оксигенотерапию; респираторную поддержку (СРАР, ИВЛ, ВЧИВЛ), введение сурфактанта методами LISA INSURE, осуществлять интубацию трахеи; пунктировать и катетеризировать пупочную вену; введение лекарственных препаратов, проводить непрямой массаж сердца, терапевтическую гипотермию, мониторинг за параметрами гемодинамики, термоконтроль.
9. Формулировать предварительный диагноз с учетом МКБ.
10. Владеть навыками проведения диагностических манипуляций: взятие крови из пупочной вены; определение группы крови и резус-фактора; проведения пульсоксиметрии и ЭКГ у новорожденного ребенка.
11. Диагностировать хирургические заболевания у новорожденных и недоношенных, требующие оказания медицинской помощи в неотложной форме.
12. Интерпретировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей, полученные в первые часы жизни.
13. Владеть навыками осуществлять транспортировку новорожденного и недоношенного ребенка из родильного блока в соответствии с его состоянием, в том числе: осуществлять поддержание температуры тела новорожденного и недоношенного ребенка при транспортировке; осуществлять мониторинг и поддержание функций жизненно важных органов и систем при транспортировке.
14. Проводить стандартные мероприятия: введения витамина К1, профилактика бленореи, неонатальный скрининг, вакцинация, грудное вскармливание.
Знания
1. Стандарт организации оказания неонатальной помощи в Республике Казахстан.
2. Клинические протоколы диагностики и лечения Республики Казахстан по профилю деятельности.
3. Международные клинические рекомендации по профилю деятельности.
4. Определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды.
5. Физиология и патология развития плода, периоды развития.
6. Признаки живорождения.
7. Формализованные шкалы, тесты, принятые в неонатологии, которые используются для оценки состояния новорожденных и недоношенных детей (шкала Апгар) и для стандартизации оценки выраженности клинических симптомов.
8. Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка.
9. Методы проведения реанимационной помощи и стабилизации новорожденному ребенку в родильном зале, особенности оказания реанимации недоношенному ребенку.
10. Клиническая картина и диагностика асфиксии при рождении у новорожденных и недоношенных детей, требующих оказания медицинской помощи.
11. Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям.
12. Принципы транспортировки новорожденных и недоношенных детей.
13. Методы респираторной поддержки.
14. Методики введения сурфактанта.
15. Принципы грудного вскармливания.
16. Неонатальный скрининг.
17. Национальный календарь вакцинации.
18. Основы этики и деонтологии.
Умения
1. Получать информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка.
2. Проводить стандартный уход за новорожденным ребенком.
3. Проводить стандартный осмотр новорожденного ребенка.
4. Проводить неврологический осмотр новорожденного ребенка.
5. Назначать лабораторные и инструментальные исследования новорожденным и недоношенным детям.
6. Интерпретировать данные клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка: оценивать общее состояние; оценивать жизненно важные функции; оценивать неврологический статус; оценивать физическое развитие; оценивать степень зрелости; оценивать анатомо-физиологическое состояние органов и систем; оценивать степень тяжести патологических состояний и нарушений жизненно важных функций.
7. Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей.
8. Обосновывать и планировать объем инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей.
9. Обосновывать проведение новорожденным и недоношенным детям консультаций врачей-специалистов.
10. Анализировать результаты осмотров новорожденных и недоношенных детей врачами специалистами.
11. Выявлять у новорожденных и недоношенных детей транзиторные состояния неонатального периода.
12. Выявлять у новорожденных и недоношенных детей клинические симптомы и синдромы, патологические состояния и заболевания (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям): угрожающие жизни состояния, требующие проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий; врожденные пороки развития органов и систем; заболевания и патологические состояния нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа; инфекционно-воспалительные заболевания; нарушения терморегуляции; нарушения нутритивного статуса; водные и электролитные расстройства; расстройства углеводного обмена; нарушения кислотно-основного и газового состояния крови; нарушения обмена билирубина; расстройства гемостаза; генетические заболевания, в том числе наследственные и врожденные нарушения обмена веществ; онкологические заболевания; заболевания, требующие хирургического лечения.
13. Проводить дифференциальную диагностику заболеваний и патологических состояний новорожденных и недоношенных детей.
14. Формулировать диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, интерпретировать и анализировать, полученную информацию.
15. Проводить санитарно-просветительную работу.
Знания
1. Этиология, патогенез, клиническая картина патологических состояний и заболеваний доношенного и недоношенного новорожденного ребенка.
2. Статистика неонатальной, младенческой, материнской смертности.
3. Концепция развивающего ухода.
4. Программа эффективного перинатального ухода.
5. Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка, анамнезе жизни и анамнезе заболевания ребенка.
6. Транзиторные (пограничные) состояния новорожденного ребенка.
7. Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка.
8. Национальный календарь вакцинации РК.
9. Методика аудиологического и офтальмологического скрининга новорожденного ребенка.
Умения
1. Назначать питание новорожденным и недоношенным детям.
2. Назначать лечебное питание новорожденным и недоношенным детям с заболеваниями и патологическими.
3. Организовывать условия выхаживания и методов ухода за новорожденными и недоношенными детьми.
4. Владеть навыками оценки эффективности вскармливания новорожденных и недоношенных детей.
5. Определять план лечения новорожденных и недоношенных детей.
6. Назначать лекарственные препараты новорожденным и недоношенным детям.
7. Назначать лечение новорожденным и недоношенным детям с применением медицинских изделий.
8. Оценивать эффективность и безопасность проводимого лечения новорожденных и недоношенных детей.
9. Владеть навыками установки назогастрального и орогастрального зондов новорожденным и недоношенным детям.
10 Владеть навыками грудного вскармливания, альтернативными методами вскармливания.
11. Назначать и применять методы выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за новорожденными и недоношенными детьми.
12. Осуществлять профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи.
13. Проводить индивидуальные беседы и консультации по грудному вскармливанию.
Знания
1. Принципы и методы оказания реанимационной помощи новорожденным и недоношенным детям.
2. Принципы вскармливания и лечебного питания новорожденных и недоношенных детей.
3. Принципы лечебно-охранительного режима в неонатологии.
4. Механизмы действия лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению; возможные осложнения и побочные действия.
5. Клиническая фармакология неонатального возраста.
6. Особенности введения лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям.
7. Принципы и методы немедикаментозной терапии новорожденных и недоношенных детей (фототерапия, укладки, иммобилизация при травмах, повязки (пластыри, пленки) при повреждениях кожи, восстановительного лечения; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения и побочные действия.
8. Принципы и методы инфекционного контроля.