Паспорт профессионального стандарта
Наименование стандарта
Профессиональный стандарт: для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования

Код профессионального стандарта
P85421002
Краткое описание профессионального стандарта
Цель разработки стандарта: описание знаний, умений и навыков, а также компетенций, необходимых преподавателям ОВПО, создание ориентиров для формирования образовательных программ послевузовского образования, курсов переподготовки и повышения квалификаций. Стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни национальной рамки квалификаций (НРК) и отраслевую рамку квалификаций (ОРК) в сфере образования. Стандарт является рамочным документом, учитывает принцип академической и управленческой самостоятельности ОВПО, служит основой для разработки образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры по всем направлениям подготовки кадров, для разработки оценочного материала при сертификации преподавателей и выработки критериев их квалификации по уровням соответствия. Стандарт служит для планирования повышения квалификации преподавателей и их карьерного продвижения. Каждый последующий уровень наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней. Накопительный и последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов обучения от уровня к уровню. Стандарт дает основания признавать результаты как формального, так и неформального и информального обучения, создает условия для доступа к оценке и признанию квалификаций академической и профессиональной средой. Стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации преподавателей характеризуются в соответствии с 2-мя уровнями ОРК в сфере образования и НРК (7-8 уровни) по трем обобщенным показателям: "знания", "умения и навыки", "личностные компетенции". При этом седьмой уровень стандарта представлен двумя подуровнями (7.1 и 7.2), восьмой уровень – четырьмя подуровнями (8.1, 8.2, 8.3 и 8.4). Дескрипторы уровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций преподавателей. Профессиональные ценности: 1) профессионализм; 2) инновационность; 3) креативность; 4) меритократия; 5) добропорядочность.

Отрасль:

  • 85 Образование
  • 85.4 Высшее образование (5-й, 6-й, 7-й, 8-й уровни)
  • 85.42 Высшее и послевузовское образование
  • 85.42.1 Высшее образование

  • 85 Образование
  • 85.4 Высшее образование (5-й, 6-й, 7-й, 8-й уровни)
  • 85.42 Высшее и послевузовское образование
  • 85.42.2 Послевузовское образование

Карточки профессий

8 уровень ОРК (8.4 подуровень)
Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО
8 уровень ОРК (8.3 подуровень)
Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО
8 уровень ОРК (8.2 подуровень)
Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО
8 уровень ОРК (8.1 подуровень)
Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО
7 уровень ОРК (7.2 подуровень)
Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО
7 уровень ОРК (7.1 подуровень)
Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО
Разработчик
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Руководитель
Сырымбетова Ляйля Саркытовна
+7 (701) 552 38 37
Разработчик
Astana IT University
Руководитель
Омирбаев Серик Мауленович
+7 (717) 264 57 28
Разработчик
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Руководитель
Нарбекова Бану Мукатаевна
+7 (727) 293 81 53
Разработчик
Казахский национальный женский педагогический университет
Руководитель
Жуманкулова Еркын Нурсагатовна
+7 (727) 237 00 12
Номер версии и год выпуска:
Версия 1, 2023 г.
Дата ориентировочного пересмотра:
01.10.2027